РУС БЕЛ ENG

11 класс

Как уберечь ребенка от зависимости

   Тема нашего собрания “Как уберечь ребенка от зависимости”.

   Для начала дадим определение слову “зависимость”.
I. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные
действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать,
учиться, отдыхать.


Зависимость бывает химическая и нехимическая.
 К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и
курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость,
токсикомания, лекарственная зависимость.
 К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры
(гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная,
компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость.
Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм –
стремление во всем быть лучшим.
 Курение табака следует считать самым распространенным из видов
зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы,
агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.
Привыкание к алкоголю происходит постепенно.
Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза
употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор,
нечувствительность к боли.
Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех
денежных средств.
Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных
последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:
1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и
пищеварения,
3) “падает” зрение,
4) появляются проблемы с лишним весом.
5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на
детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным,
неуправляемым.
II. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие
перемены в поведение подростка:
 ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или
игры на компьютере;
 по 6-10 часов проводит за компьютером;
 у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
 он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
 забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы
или игры на компьютере;
 пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу
проведения большего количества времени за компьютером;
 ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть
за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным
предметам;
 во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами
игры так, будто они реальны;
 становится более агрессивным;
 трудно встает по утрам; большую часть времени находится в
подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только
когда садиться за компьютер.
III. Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму
негативное воздействие компьютера на ребёнка:
1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы
увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не
рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста
можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет
можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12
лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при
условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между
ними будет перерыв в 1,5 часа).
2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером
детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также
любыми развивающими играми для детей.
3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры.
Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки,
помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами.
Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только
увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить
малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в
выбранном увлечении.
4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение
не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить
онлайн- друзья.
5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает
больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы
заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся
выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы
могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно
разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную
плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум
свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры,
наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь
превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы
интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что
показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
7. Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители.
Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги
вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной,
чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, -
гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям
справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если
родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно
уходит на второй план.
8. Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок,
сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими
компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста
подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на
смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также
игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного
мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на
иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может
предоставить детям безграничные возможности для творчества: это -
редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов,
написание музыки и книг.
IV. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации
подростка.
а) Психологические:
• Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к
заторможенности;
• Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение,
агрессивность, чрезмерная болтливость;
• Потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;
• Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в
семейных делах;
• Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
• Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников,
наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
• Нарастающая скрытность и лживость;
• Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он
предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
• Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с
одним и тем же узким кругом приятелей;
• Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически,
объяснять причины своих поступков;
• Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности
жизни.
б) Физические признаки:
• Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
• Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
• Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
• Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
• Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на
языке;
Быстро портящиеся зубы;
• Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.
V. Наблюдение за ребенком.
Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо
научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда
произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами,
например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех
лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.
Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие,
если будете более открыты своему прошлому опыту.
Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и
наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.
VI. Примеры построения диалога с подростком: Отец: ты когда-нибудь
курила?
Дочь: М-м-м...
Отец: Я курил довольно много.
Дочь: Да?
Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.
Дочь: Хм...
Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить?
Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не
понравилось.
Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.
Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь
к доверительной беседе.
VII. Рекомендации:
Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте
ему время подумать.
 Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
 Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
 Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его
мысли и чувства.
Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте
сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между
непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми
отрицательными последствиями.
В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие
методы профилактики зависимого поведения, используемые в
образовательной среде.
1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности
взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое
поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий:
а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и
действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а
также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение
человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);
б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой –
предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах
зависимого поведения;
2. Следующее. Профилактику зависимого поведения следует также
осуществлять через включение подростка в социальную
деятельность. формирование навыков общения, уверенности в себе.
3. Третье. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании
умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение
значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия
решений.
4. Четвертое. Метод альтернативной деятельности: это - нахождение
позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во
внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить
противоправные действия. В качестве примера могу привести следующие
данные. На профилактическом учете в полиции состоят 5 подростков нашей
школы. Причины: драки, мелкие кражи, вождение автомобиля без прав. Все
эти подростки ничем не заняты в свободное от школы время; ни кружки, ни
секции не посещают.
5. И последнее. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на
воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие
спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.
Закончить своё выступление хочу таким стихотворением:
Семья – это счастье, любовь и удача!
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это праздник, семейные даты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будем вместе любовь мы беречь,
Обиды и ссоры - подальше от дома.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая Ваша семья!”

свернуть

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

   Почему ребенку нужна ваша помощь? Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

   Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.

   Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально­педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

  Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

   Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями.

  Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

   Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того

  • сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота .

   В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

   Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.

   По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления .

   Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии - мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

   Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

    Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.

   При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

   При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью .

   Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно­профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [10,61].

   Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии.

   Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:

  • самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);
  • самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
  • саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).

   Идеальных профессий не бывает - любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации. Однако, для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие - вполне терпимыми. Одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, проверить правильность выбора профессии являются профессиональные практики. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью. Думается, что возвращение к производственным практикам в процессе профориентационной работы, является насущной потребностью и одним из основных условий правильного выбора молодыми людьми будущей профессии.

    В чем же может состоять ваша помощь и что важно учитывать:

  1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. При беседе постарайтесь не навязывать свое мнение, если советуете, то предлагайте несколько вариантов. А самое главное не высмеивайте мечты ребенка, какими бы нереальными они не были. Не обижайте его подобными реакциями, ведь это первый важный самостоятельный выбор в жизни ребенка. Позвольте ему быть уверенным в себе и доверять вам.
  2. Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.
  3. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет только к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения (ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные). Объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.
  4. Если ребенок выбрал для себя какую-либо профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию по следующей схеме: его внутренние резервы (способности, знания по предметам), внутренние помехи (что есть в ребенке такого, что может помешать осуществлению мечты: состояние здоровья, недостаточные знания, личностные особенности) и возможность преодоления этих помех, внешние благоприятные факторы (наличие поддержки в окружающем мире), внешние неблагоприятные факторы (наличие помех в окружающем мире).
  5. Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.
  6. Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима. Сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, изучите имеющиеся у них образовательные направления.
  7. Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.
  8. Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.
  9. Предложите ребенку обратиться на консультацию к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя
  • свои личностные качества, способности, склонности.
  1. Помните: самая главная ценность - здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.
  2. Ваш ребенок должен иметь право на ошибку.
свернуть