РУС БЕЛ ENG

Единый день мира

Примерный план-конспект единого информационного часа «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства» для 5–8 классов учреждений общего среднего образования

Целевая установка информационного часа: формирование у учащихся представления о мире как многозначном понятии, раскрытие значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности, формирование у учащихся представления о миролюбивой политике Республики Беларусь.

  1. Вводный этап информационного часа.

Жить в мирной стране – это огромное счастье. Просыпаться ранним утром, зная, что тебе и твоей семье не грозит опасность. Замечательно не знать, как звучит выстрел, как выглядит истребитель. В разных уголках планеты и сегодня продолжаются войны. Люди живут в страхе и в неуверенности в завтрашнем дне.

После признания Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик, с которыми были заключены договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, началась специальная военная операция Вооруженных Сил Российской Федерации. На эту тему в сети появляется много фейковой информации.

Белорусский историк, политолог и публицист В.Ф. Гигин в своем выступлении отметил, что против нашей страны ведется мощнейшая кампания по дезинформации, проводится информационно-психологическая операция со стороны Запада В этой ситуации необходимо доверять проверенным источникам.

https://www.sb.by/articles/gigin-protiv-nas-vedetsya-moshchneyshaya-kampaniya-po-dezinformatsii.html

Учащимся предлагается просмотр видеофрагмента интервью В.Ф. Гигиным «Белорусские военные обеспечивают безопасность границ»:

https://www.tvr.by/news/obshchestvo/gigin_belorusskie_voennye_obespechivayut_bezopasnost_granits /

Беларусь делает все, что в ее силах, чтобы помочь конфликтующим сторонам найти точки соприкосновения в их позициях и остановить кровопролитие. Глава белорусского государства подчеркнул: «И мы, белорусы, как никто другой готовы разговаривать когда угодно, с кем угодно, создавать тонкую нить взаимного доверия ради одной цели – мира в регионе».

https://www.tvr.by/news/prezident/lukashenko_belorusy_gotovy_razgovarivat_kogda_ugodno_i_s_kem_ugodno_radi_mira_v_regione

В связи с происходящими событиями в Украине Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в своих выступлениях подчеркивает, что белорусская армия не участвовала и не собирается участвовать в спецоперации на Украине. Глава нашего государства также заверил, что российское руководство никогда не ставило перед Беларусью вопрос о ее участии в операции. «Мы и далее не собираемся участвовать в этой спецоперации в Украине. Нет такой необходимости», – заявил Президент.

Наши вооруженные силы, пограничники обеспечивают безопасность в первую очередь границы нашей страны.

Президент Республики Беларусь неоднократно подчеркивал: «Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка. К несчастью, кое-кто забыл уроки Великой Отечественной войны. Эти уроки мог забыть кто угодно, но только не белорусы. Та война стоила нам миллионов жизней, и потому, несмотря на время, мы твердо знаем и помним: нет на Земле ничего дороже, чем мир!»:

https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-mirnyh-iniciativah

Вопросы для обсуждения:

– Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь «Если мы хотим сохранить страну в этот острый период мы должны заниматься каждый своим делом?»

  1. Основной этап информационного часа

Необходимо помнить, что мирное небо над головой – самое ценное, что может иметь человечество. Только в мирное время мы можем получать хорошее образование, не испытывать ни в чем нужды, жить дружной семьей, радоваться каждому новому дню и наслаждаться красотой природы.

Мир ‑ это состояние спокойствия и стабильности. Если страна находится в мире, есть порядок, гармония и терпимость, его люди чувствуют себя в безопасности и живут в относительном благополучии. Если будет мир в каждой стране, будет мир в мире.

Классный руководитель предлагает обсудить многогранное понятие мир.

– Как вы понимаете слово «мир»?

(Предполагаемые ответы учащихся: Мир – вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. Мир – это то, что нас окружает: природа, солнце, небо. Мир – это счастье, жизнь, тишина и покой. «Мир – это, когда нет войн и не плачут дети. Мир – это дружба, счастливые улыбки на лицах людей, наше будущее).

Далее классный руководитель предлагает детям подумать над следующими вопросами:

– Что мы можем сделать, чтобы мир стал лучше?

– Так устроен наш мир, что не всё и не всегда в нем прекрасно, бывают и счастливые моменты в жизни людей, а бывают и грустные, тяжелые. Какие черты характера проявляет белорусский народ в сложных обстоятельствах?

Одним из самых известных символов мира является изображение голубя, несущего в клюве оливковую ветвь. Его автор – известный испанский художник Пабло Пикассо. Эмблема была создана для первого Всемирного конгресса сторонников мира (1949 год). Сегодня этот символ известен каждому и используется достаточно широко во всем мире.

Классный руководитель предлагает нарисовать голубя либо заранее раздает рисунки на каждую парту.

 

– Ребята, мы и есть те люди, которые должны принести счастье и добро в этот мир, сделать его лучше и теплее. Необходимо помнить, что мирное небо над головой – самое ценное, что может иметь человечество.

Далее учащимся предлагается обменяться изображением голубя со своим соседом по парте, сопровождая обмен добрыми пожеланиями.

свернуть

Примерный план-конспект единого информационного часа «Каждый из нас в ответе за мир на огромной планете» для I ступени общего среднего образования

Целевая установка информационного часа: формирование устойчивой уверенности в мирном разрешении международной напряжённости у границ Республики Беларусь, убеждённости в миролюбивой политике нашего государства и действенности мер, предпринимаемых Главой белорусского государства по урегулированию ситуации.

 

В качестве эпиграфа можно использовать слова из стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова «Людям люди пусть помогут, / Преградив пути войне». Эти слова настраивают на серьёзный разговор о добре и зле, мире и вражде как антагонистах. Уже в начале занятия эмоциональный заряд должен быть направлен на выбор гуманистических нравственных ценностей, который выражается в известных лозунгах: «Миру – мир!», «Мы – за мир!».

Для учащихся начальной школы является актуальным убедить в ценности мира как способа сосуществования людей и государств, в уважении и понимании друг друга. Не случайно народная мудрость гласит: «Худой мир лучше доброй ссоры». Знакомство с этой пословицей можно организовать с помощью одного из занимательных приёмов: составить пословицу из слов, дописать недостающие слова, соединить слова с помощью стрелок и др.

Работа по осмыслению этой пословицы должна вывести учащихся на понимание необходимости в разрешении конфликтов делать шаги по примирению, налаживать взаимопонимание и проявлять уважение друг к другу.

В результате обобщения мнений учащихся по смыслу этой пословицы они получают информацию о том, что наша республика делает всё возможное для разрешения военного конфликта. Она предоставила площадку для проведения переговоров и обеспечила их безупречную организацию. Необходимо отметить особую роль, которую выполняет Глава белорусского государства в организации мирных переговоров. Выступая посредником между враждующими сторонами, он одновременно выступает гарантом мира и спокойствия в родной стране. Вместе с учащимися учитель читает цитату из выступления президента: «И мы, белорусы, как никто другой, готовы разговаривать когда угодно, с кем угодно, создавать тонкую нить взаимного доверия ради одной цели – мира в регионе».

Следующий этап занятия посвящён ответу на вопросы: «Почему белорусы всегда стремятся к миру и делают для этого всё возможное?», «Почему мы уверены в том, что на нашей земле не будет войны?». Учитель просит детей вспомнить слова Государственного гимна Республики Беларусь, которые показывают стремления белорусов в отношении к людям других стран: «Мы, беларусы, мірныя людзі!».

Почему белорусы так трепетно относятся к миру на земле? В Беларуси война оставила глубокий след. Наша страна потеряла каждого третьего жителя в годы Великой Отечественной войны. Белорусский народ свято чтит память павших. На территории нашей страны воздвигнуто более 8,5 тысяч мемориалов, памятников и рукотворных Курганов Славы.

Демонстрируются фотографии мемориального комплекса «Детям – жертвам войны» в посёлке Красный Берег на Гомельщине. Учитель рассказывает, что на этом месте был сборный пункт для детей, которых вывозили в Германию. Закрывающаяся от страха руками девочка, пустой класс говорят о том, что во время войны дети лишены счастливого детства и его надо беречь.

Далее учитель говорит, что мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Во время войны погибло много детей, многие потеряли родителей, ведь враги не жалели мирное население: жгли наши города и села, а жителей убивали или угоняли в плен.

В годы войны под Минском в концентрационном лагере Малый Тростенец было замучено, расстреляно, сожжено свыше 206 500 граждан. Преступления фашистов не забыты. На месте лагеря создан мемориальный комплекс «Малый Тростенец» со скульптурной композицией «Врата памяти», которая представлена на фотографии.

Далее учитель проводит беседу о том, что мы видим в этой скульптурной композиции измождённых людей, которые закрывают лицо руками. Почему они показаны такими? Почему люди стоят за колючей проволокой? Какая скорбь наполняет наши сердца, когда мы видим эту композицию?

 

Может ли наша белорусская земля, испытавшая столько горя и боли от войны, допустить новое военное лихолетье? Конечно, нет. Наша Родина – Республика Беларусь – находится в центре Европы. Беларусь стремится жить в мире и согласии со всеми соседями. Беларусь строит отношения с соседями и странами Содружества Независимых Государств, а также со всеми государствами мира, исходя из национальных интересов, на основе равенства и взаимного уважения. «Мы все заинтересованы в успешном развитии нашей родной Беларуси, в укреплении национальной безопасности. И как бы ни пытались сегодня отдельные силы, вы их знаете, втянуть нас в боевые действия на территории Украины, у вас нет оснований для беспокойства», – сказал руководитель нашего государства. Именно такую миролюбивую политику проводит в сложное время наша страна.

https://president.gov.by/ru/events/torzhestvennaya-ceremoniya-podpisaniya-resheniya-respublikanskogo-referenduma

Учитель предлагает послушать стихотворение Петруся Броўкі «Прысяга байца за мір» и сказать, что в стихотворении ассоциируется со словом «ДОБРО», а что – со словом «ЗЛО». Какой выбор делает автор стихотворения? А каждый из нас?

 

Добра жыць, таварышы, на свеце, Столькі ў ім красы, што не спазнаць. Раз мне жыць, я знаю, давядзецца, Жыць хачу і ў шчасці працаваць.

Каб ствараць, я маю свае рукі, Я людзям працую на карысць. Мне браты – хто працай і навукай Чалавецтва узнімаюць ўвысь.

Як люблю я племя маладое, Звонкі смех шчаслівай дзетвары. Вораг мне – хто атамнаю зброяй Хоча ўсё жывое разбурыць.

Школы, клубы – нашае багацце, У красе будоўлі – гарады. Вораг мне – хто дзіўныя палацы Знішчыць хоча, спапяліць у дым.

Так не будзе: над усёй зямлёю Галасы свабодныя чутны, Кожнай думкай, справаю сваёю Я супроць падпальшчыкаў вайны.

Галубы, ўзлятайце мірнай стаяй, Перад вамі сонечная шыр. Я за мір змагацца прысягаю, Веру ў праўду – пераможа мір! http://brouka.ru/vershy/prysyaga-baitsa-za-mir

Дальнейшая беседа направлена на понимание учащимися смысла слова «мир»:

– Как вы понимаете слово мир? Что же мы подразумеваем под этим ёмким, коротким и таким важным словом? Учитель выслушивает учащихся и на доске фиксирует (можно схематически по предложениям детей):

МИР – Вселенная, планета, земной шар (изображение глобуса);

МИР – население, люди земного шара (силуэты людей, взявшихся за руки, на фоне глобуса);

МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо (символическое рукопожатие);

МИР – отсутствие войны; тишина, покой (изображение солнца);

МИР – соглашение о прекращении войны (перечеркнутый автомат).

Учитель располагает на доске эти значения ступенчато. Просит учащихся повторить, какие шаги ведут к миру, и показывает, как переступая с одного уровня на другой выстраивается цепочка мира. Что же лежит в основании установления мира? Соглашение о прекращении войны. Подготовленные учащиеся читают стихотворение:

Нам нужен мир на голубой планете.

Его хотят и взрослые и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне!

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир, Навеки! Навсегда!

(И. Кравченко)

Учитель рассказывает, что символом мира на нашей планете стал белый голубь. Испанский художник Пабло Пикассо нарисовал голубя с оливковой ветвью в клюве в качестве эмблемы для Первого конгресса мира, который проходил в далёком 1949 г. (учитель демонстрирует его изображение).

Учащиеся вырезают изображение голубя на листе бумаги и пишут послание о мире. Дети прикрепляют своих голубей на макет Земного шара. В это время звучит песня «Летите, голуби» (Слова: М. Матусовский, Музыка: И. Дунаевский):

Летите, голуби, летите, Для вас нигде преграды нет. Несите, голуби, несите Народам мира наш привет.

 

Пусть над землею ветер стонет, Пусть в темных тучах небосвод. В пути вас коршун не догонит, С пути вас буря не собьет.

 

Во имя счастья и свободы Летите, голуби, вперед. Глядят с надеждою народы На ваш стремительный полет.

 

Летите, голу6и, летите В лучах зари и в грозной мгле. Зовите, голуби, зовите К труду и миру на земле.

Работа направлена на формирование понимания, что сохранение мира на Земле может быть достигнуто только в результате личной позиции каждого человека, осознающего свою ответственность за сохранение спокойствия.

Раскрывая значимость сохранения и укрепления мира как высшей ценности, учитель говорит о том, что сегодня жизнь на планете бьётся тревожным пульсом. Миллионы людей во всех уголках земного шара задают один и тот же вопрос: «Как сохранить мир?» Но задавать вопрос мало. Необходимо каждому приложить максимум усилий, сделать всё от него зависящее, чтобы сохранить свой дом, Землю.

Давайте жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, мир на нашей планете. И тогда в нашем общем доме – Беларуси – всегда будет мир и покой.

Не случайно в наших городах и сёлах есть улицы, проспекты и даже переулки Мира (обратить внимание, если такое название есть в населённом пункте), есть посёлок Мир. В мире мы и будем жить, потому что, как подчеркнул белорусский лидер: «Никакой сегодня угрозы для страны нет ни на одном направлении».

https://president.gov.by/ru/events/operativnoe-soveshchanie-s-voennymi

свернуть

Примерный план-конспект единого информационного часа «Беларусь – страна мира, дружбы и добрососедства» для 9–11 классов учреждений общего среднего образования

Целевая установка информационного часа: основываясь на достоверных фактах и документах, характеризующих текущую общественно-политическую ситуацию, сформировать у учащихся представления о миролюбивой внешней и внутренней политике Республики Беларусь.

 

  1. Вводный этап информационного часа.

Актуальность проведения информационного часа обусловлена тем, что в настоящее время, к сожалению, появляются попытки фальсификации, манипуляции фактами, относящимися к событиям в Украине.

21 февраля текущего года Россия признала независимость Донецкой и Луганской народных республик, с которыми были заключены договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. 24 февраля началась специальная военная операция Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящее время мы являемся свидетелями событий новейшей истории, которые стали следствием политики разных государств в отношении Беларуси, России и нашего ближайшего соседа и братского народа Украины.

Классный руководитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент интервью Вадима Францевича Гигина, председателя правления республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание», кандидата исторических наук, доцента.

Ссылка на видео «Белорусские военные обеспечивают безопасность границ»:

https://www.tvr.by/news/obshchestvo/gigin_belorusskie_voennye_obespechivayut_bezopasnost_granits/

  1. Основной этап информационного часа.

Классный руководитель акцентирует внимание учащихся на том, что согласно статье 79 Конституции нашей страны Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

В статье 18 Конституции нашей страны отмечено, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права». Данная статья в новой редакции дополнена следующей фразой: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума отметил: «Мы вписали новую страницу в истории суверенной Беларуси. 27 февраля 2022 года состоялся республиканский референдум. Абсолютное большинство граждан поддержало предложенные конституционные поправки. А это значит, что событие войдет в учебники как очередная веха развития суверенной страны. И очень символично, что обновленный Основной закон вступит в силу 15 марта – в День Конституции Республики Беларусь. Народ Беларуси сделал свой выбор. Выбор в пользу эволюционных преобразований политической системы. Демократично, в соответствии с нашими белорусскими законами. Народ проявил мудрость и национальную зрелость…

Сегодня, если хотите, это единственно верный путь к сохранению своего суверенного права жить и развиваться как нация на своей исторической земле. Данное право призвала оберегать принятая нами новая Конституция Беларуси!..». Глава государства отметил, что «Мы сделали акцент на миролюбивой политике…».

Видеофрагмент Торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума:

https://youtu.be/UzQqCzcYWB8

https://president.gov.by/bucket/assets/uploads/documents/2022/konstituciya-s-cv.-24.01.22.pdf

Вопросы для обсуждения:

– Какими словами начинается Государственный гимн Республики Беларусь? О чем говорят эти слова?

– Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь «Если мы хотим сохранить страну в этот острый период мы должны заниматься каждый своим делом?»

  1. Заключительный этап информационного часа.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на совещании с членами Совета Безопасности и руководством Совета Министров по событиям в Украине отметил, что «Нынешняя ситуация, как это ни прискорбно, стала прямым следствием безрассудной политики Запада, направленной на продавливание своих интересов в ущерб безопасности других. Кстати, еще до начала боевых действий мы предлагали нашим украинским коллегам установить прямой контакт с российской стороной. Мы были готовы оказать в этом необходимое содействие. Однако наше предложение было проигнорировано. Беларусь и сегодня делает все, что в ее силах, чтобы помочь конфликтующим сторонам найти точки соприкосновения в их позициях и остановить кровопролитие.

И мы, белорусы, как никто другой, готовы разговаривать когда угодно, с кем угодно, создавать тонкую нить взаимного доверия ради одной цели – мира в регионе». Александр Лукашенко сказал, что рад, что в ходе телефонных разговоров с В. Зеленским и В. Путиным удалось, хотя это было непросто, организовать переговоры на территории Беларуси (на родной и для Украины, и для России белорусской земле), лично гарантировав безопасность и обеспечение всем необходимым.

https://minsknews.by/vechernij-minsk-№-11-3-9-marta/

 

Мы живем в активно развивающемся информационном обществе, когда потоки информации становятся все более насыщенными и каждому гражданину важно понимать, как ориентироваться в этом потоке, какую информацию считать достоверной.

На данном этапе информационного часа можно организовать работу с памятками, размещенными в учебных пособиях по обществоведению:

«Проверяем достоверность и надежность информации» («Обществоведение. 9 класс, с. 216);

«На что необходимо обратить внимание при чтении новостей (как распознать фейки)» («Обществоведение. 10 класс», с.232);

«Как отделить факты от мнений в медиа» («Обществоведение. 10 класс», с.233);

«Памятка по безопасности в сети» («Обществоведение. 11 класс», с.249);

«Памятка для проверки фотографии в сети» («Обществоведение. 11 класс», с.250).

Вопросы для обсуждения:

– Для чего создаются фейковые новости? Как их распознать?

– Как каждый из нас может изменить мир к лучшему? Что поможет нам справиться с любой бедой? С чего начинается единство народа?

На данном этапе информационного часа можно предложить учащимся создать интерактивные плакаты о мире, дружбе и взаимопомощи (в том числе с использованием ресурсов thinglink, smore).

 

свернуть