РУС БЕЛ ENG

5 Б класс

Возрастные особенности младших подростков

   В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Какие же особенности психологического и социального развития младших подростков?

   Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

  Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

   В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников).

   В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становиться способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.

   Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

   Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.

   Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

   В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.

   Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становиться жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе – насилием над другими.

   Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.

    Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

  1. У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
  2. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
  3. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  4. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
  5. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
  6. Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  7. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
  8. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  9. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
  10. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.

 

свернуть

Ребенок среди сверстников

   Детский возраст подразумевает постоянное общение со сверстни-ками: совместные игры, обмен информацией. Но в каждом детском коллективе находятся дети, отстраненные от основной группы сверстников. В большинстве случаев для этих детей такое положение не является проблемой. Им комфортно в своем мире. Тревогу бьют взрослые, понимающие важность общения и настойчиво включающие ребенка во взаимодействие с другими детьми, выводя его из зоны комфорта.

    Давайте разберемся, почему у ребенка возникают проблемы с общением. Возьмем для обсуждения младший школьный возраст.

     Сейчас много говорится о том, что дети заменили живое общение на га-джеты. Хотелось бы заступиться за новое поколение: у них просто поменялась форма общения.

     Несомненно, есть категория детей, для которых гаджеты являются барь-ером между реальностью и их внутренним миром. Они замыкаются в играх и приложениях, строят свои виртуальные замки.

     В основном же дети активно взаимодействуют в соцсетях, участвуют в групповых онлайн-играх. Конечно, они не сидят на лавочках возле дома, не играют в «Казаки-разбойники», но у них есть масса конкретных направлений взаимодействия. Они совместно просматривают интересное видео, обсуждают модели смартфонов, фотографии знакомых, новинки моды. Для большинства детей смартфон и планшет – это способ коммуникации. Отключите детям ин-тернет, и вы увидите, что сама «игрушка» им неинтересна.

 

Проблемы общения

 

И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверст-ников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины про-блемы.

Застенчивость

Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает че-ловека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.

Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как роб-кого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, бояз-ливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить у доски, даже если он выучил уроки, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексован-ности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спря-таться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.

Интровертность

Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстра-вертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наобо-рот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают лю-бого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испыты-вают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту ком-фортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полно-стью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.

Семья

Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в се-мье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют иници-ативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному об-ращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.

Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Это обычная манера поведения детей, которые сами чего-то боятся. Такое поведение тоже формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмо-циями.

Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слу-шать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привык-ший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.

Развиваем навыки общения у детей

1. Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.

Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстри-руйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, пока-зывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.

2. Учите детей уважать других людей.

Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежли-вости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, от-крывать дверь, обращаться на вы к старшим – должны формироваться в дет-стве.

3. Расширяйте круг общения детей.

Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на дет-ской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

4. Учите детей решать конфликты.

Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разо-бравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуж-дайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.

5. Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.

Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ре-бенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.

Общительность – это способность, которую нужно формировать с дет-ства. Этот родительский труд обязательно даст свои плоды и не раз порадует вас не только успехами своих детей, но и их заботой о близких.

свернуть

Адаптация ребенка в новом коллективе. 5 класс

    Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении
своей жизни человек переживает его несколько раз.
Первый период адаптации – это первый год жизни ребёнка, причём первые три месяца –
это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда
ребёнок учиться говорить. Третий период – вхождение ребёнка в коллектив (ясли, сад).
Четвёртый период – обучение в школе, где ребёнок переживает процесс адаптации
несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно
назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также
образование семьи.
С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах
школы это в первую очередь адаптационный период для первоклассников, а затем для
выпускников начальной школы в 5-м классе.
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в
том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы,
возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется
школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми
младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста,
ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным
занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с
учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Обеспечение
плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы - главная задача
адаптационного периода пятиклассников.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности
человека и его социального окружения.
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное
окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная
ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в
определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт
прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об
особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса
и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, настороженности.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих
учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию,
индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо
корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных
ребят. Классные руководители только что выпустили одиннадцатиклассников -
совершенно взрослых и самостоятельных, "ветеранов" школьной жизни. А теперь надо
перестраиваться: то, что казалось само собой разумеющимся, приходится подробно
разъяснять, постоянно напоминать и контролировать выполнение.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации
так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на
него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать
естественный процесс адаптации более интенсивным.
Работа в адаптационный период строится с учётом физиологических изменений,
протекающих у данной возрастной категории учащихся.
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к
отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с
определёнными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития
школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?
В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. У него начинает
развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об
окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. Многочисленные
исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему
развитию у детей рефлексии - понимания ими своей психической жизни, формирования
отношения к самому себе. В результате у ребёнка начинают развиваться собственные
взгляды, мнение.
С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь
оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться
самостоятельно, целенаправленно. Если интерес к учению становится смыслообразующим
мотивом у ребёнка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое
развитие.
К сожалению, социальная ситуация в современной школе такова, что в складывающейся
иерархии ценностей учение не всегда занимает достойное место, познавательная
активность школьников развита слабо, и только отметка выступает как главный стимул и
основной конечный результат учёбы.
Рубеж 3-4-х классов, по свидётельству многих психологов и педагогов характеризуется
некоторым снижением интереса к учёбе в школе и самому процессу обучения. Это
выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещёнием, нежелании
выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие
негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чьё развитие уже
было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций
в устойчивых формах поведения.
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется своеобразным
мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и
изменением содержания внутренней позиции школьника.
К 3-4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны
личностного развития ребёнка. В этом возрасте проявляются притязания детей на
определённое положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе,
формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся
взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учёбе и отношения с учителями,
во многом определяет эмоциональное самочувствие ребёнка.
Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста.
Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на
основании результатов учёбы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми;
при этом во внимание принимаются те качества ребёнка, которые проявляются в
общении.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; - повышенная
утомляемость; - стремление обзавестись верным другом; - стремление избежать изоляции,
как в классе, так и в малом коллективе; - повышенный интерес к вопросу о "соотношении
сил” в классе; - стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского; - отвращение к
необоснованным запретам; - восприимчивость к промахам учителей; - переоценка своих
возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем; - ярко
выраженная эмоциональность; - требовательность к соответствию слова делу; -
повышенный интерес к спорту.
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых
учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью
вступать в контакты со старшеклассниками.
Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в
узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на
успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это
означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его
пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для
ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязан помочь
классный руководитель. Ребёнок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то,
что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики
учителя биологии или завуча школы. Ребёнок должен чувствовать и понимать, что если у
него сейчас не все ладится с учёбой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам,
более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же
самоуважение не будет сохранено, он может выбрать путь лжи, мошенничества и
уклонения от решения своих проблем.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворённость ребёнка процессом обучения; - ребёнок легко справляется с
программой; - степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание
самому; - удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и
учителем.
Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?
Рассогласованность, противоречивость требований разных педагогов.
2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю
преподавания каждого учителя.
3. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с
определённой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У
некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Другие, наоборот:
"шалеют" от внезапной свободы: бегают, задирают старшеклассников.
4.Отсюда повышенная зависимость детей от взрослых, прилипчивость к классному
руководителю, капризы, посещёние первого класса, где работает первая учительница.
5. Снижается успеваемость, так как этот возраст связан с интенсивным расширением
контактов, с обретением своего "я" в социальном плане, дети осваивают действительность
за порогом класса и школы.
Школьная дезадаптация: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным,
безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше)
являются наиболее подверженными дезадаптации. В этот период детям необходима
помощь педагогов, родителей и психологов. Особенно помощь родителей, поэтому очень
важно уже в начале сентября провести родительские собрания, на которых дать
информацию о том, что такое адаптация, дезадаптация, как помочь ребёнку в этот период.
Информация для родителей:
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к
взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы,
самооценка ребёнка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.
Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к
новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам.
Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному
руководителю об особенностях того или иного ребёнка. Но так происходит не во всех
школах. Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями,
которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов,
которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во
внеучебной деятельности.
Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему
ребёнку.
Какие "плюсы" несёт в себе переход из начальной школы в среднюю? Что даёт в
психологическом плане это развитию личности ребёнка? Прежде всего - дети узнают свои
сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко
перестраивать своё поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым
общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения
личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.
Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он "скатился" на
"тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да ещё и как! Но – действительно, не учёба.
Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с
обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую
действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в
этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребёнка,
приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом
возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них
тянется ваш ребёнок? Почему?
Конечно, обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца
обучения в средней школе. Но всё же, ни в коем случае не смешивать понятия "хороший
ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь
достижениями в учёбе. Если у ребёнка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно
поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период
проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями.
Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с
"двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает
ваши взаимоотношения.
Ещё одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень
самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребёнок делает сам и не
нуждаётся в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе
позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом
возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются
сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в
среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время
подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное
времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии,
факультативы) хотел бы посещать ребёнок, кто из друзей мог бы составить ему
компанию.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме,
когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни
поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. - нежелание ребёнка делиться своими
впечатлениями о проведённом дне. - стремление отвлечь взрослого от школьных событий,
переключить внимание на другие темы. - нежелания выполнять домашние задания. -
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. - жалобы на те или
иные события, связанные со школой. - беспокойный сон. - трудности утреннего
пробуждения, вялость. - постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь ?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У
пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых
он несёт ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждаётся в ненавязчивом контроле со
стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых
требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес
учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его
недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно
бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность
обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее
встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание
и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
Поддерживать можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
высказываний ("Я горжусь тобой", "Спасибо", "Все идёт хорошо" и т.д.). прикосновений
(дотронуться до руки, обнять его и т.д.). совместных действий (сидёть, стоять рядом и
т.д.). выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Таким образом, резюмируя, отмечу, что успешность прохождения образовательной
траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены
семьи помогают ему в этом важном деле.
Логика развития адаптационного периода в 5-х классах
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление
или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период
пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели)
посвящён знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не
менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и
самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.
На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность
взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки
правил, облегчающих действие сообща.
Некоторым классам удаётся разработать дифференцированные правила для различных
видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих
правил появилось, например, такое: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и
сверяя версии" или "Быть благодарным". Важно, чтобы все правила конструировались в
позитивной форме (без "не") и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким
образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит
принятие созданных правил. Ещё одной важной содержательной частью данного этапа
является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности,
формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим
людям, делу.
Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления
нового сообщества — класс. На совместном для всей параллели пятых классов
мероприятии ребята создают автопортрет своего класса (кто — в коллективном рисунке,
кто — в "живых картинах", кто — в устной презентации своего коллектива). Работа
организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внёс в общее представление
своё индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко
распределяются все общественные поручения. После презентации классов ребята
отправляются участвовать в "Весёлых стартах". Эмоциональное сопереживание за успех
своей команды укрепляет чувство причастности к своему коллективу

свернуть