РУС БЕЛ ENG

7Б класс

Авторитет родителя

Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками, сплочение семьи.

Задачи:

Познакомить родителей с видами ложного авторитета

Разобрать типичные ситуации в отношении «родитель-ребенок»

Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Источник информации: Коми Республиканский институт развития образования.

 

 

АВТОРИТЕТ ИЛИ АВТОРИТАРНОСТЬ?

Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, любви, уважении и доверии. Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его.

Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но многие мамы и папы просто не располагают сведениями о том, как завоевать его у ребенка. Зачастую в воспитании родительский авторитет подменяется авторитарностью.

 

Авторитет и авторитарность – однокоренные слова, но различаются по смысловому значению. Авторитарность – злоупотребление властью, а авторитет – использование своей власти для полноценного развития ребенка.

 

ВИДЫ ЛОЖНОГО АВТОРИТЕТА

 

Авторитет подавления. Зачастую таким авторитетом страдают отцы. Они всегда сердиты, на каждый вопрос отвечают грубостью, каждую вину ребенка отмечают наказанием. Такой авторитет приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом. Он воспитывает в ребенке лишь жестокость, приучает детей подальше держаться от папы, вызывает детскую ложь и трусость.

 

Авторитет расстояния. Есть такие отцы и матери, которые серьезно убеждены в том, чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.

 

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители боятся, как бы дети не подумали, что они ошиблись, что они люди нетвердые, и даже в случае невиновности ребенка ни за что не отменят своего наказания.

 

Авторитет «любви». Многие родители убеждены в том, чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты меня не любишь?». Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют ласки. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением, их можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. Этот опасный вид авторитета воспитывает неискренних и лживых эгоистов.

 

Авторитет «доброты». Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые. Они боятся всяких конфликтов, предпочитают семейный мир, готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает простор для детских желаний, капризов, требований.

 

Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети – воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети называют родителей по имени, грубо обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь нет ни послушания, ни дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

 

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, говорят: «Будешь слушаться, куплю тебе лошадку или пойдем в цирк». Конечно, в семье возможно поощрение, похожее на премирование, но нельзя детей премировать за послушание, хорошее отношение к родителям. Можно это делать за хорошую учебу, выполнение какой-нибудь сложной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их работе соблазнительными обещаниями.

 

Очень часто мы с вами, как родители, стремимся к тому, чтобы дети нас слушались, это становится самоцелью. А на самом деле это ошибка. Послушание не может быть целью. Цель может быть только одна: воспитание.

 

ПОКАЗАТЕЛИ АВТОРИТЕТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

 

  • Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она ни была.

 

  • Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка.

 

  • Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, а в том, чтобы спокойно проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

 

  • Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в семье.

 

  • Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, – это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

 

  • Авторитет родителей – это баланс между любовью к детям и ограничени­ями. Авторитет настоящий – это авторитет, исключающий авторитаризм, все­дозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

 

 

 

КАК ЗАВОЕВАТЬ АВТОРИТЕТ

 

Уважаемые родители, в предыдущих главах мы много говорили о том, что такое авторитет, и каким он должен быть. Давайте же теперь мы научимся его завоевывать.

 

Специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций.

 

  • Контролируйте свой гнев

 

Главный принцип – все решать головой, а не сердцем. Необходимо постоянно помнить о далеко идущих последствиях своих действий и сравнивать их с сиюминутными «достижениями». Например, сердитый окрик способен поставить на место своенравного ребенка. Краткосрочная цель достигнута. Однако, когда родители злоупотребляют этим средством в воспитании, они невольно учат и своих детей повторять гневные реакции в отношениях с людьми. Кроме того, гневное обращение подразумевает чувство неприязни и отчуждения по отношению к ребенку. Громкий голос, раздраженный тон, искаженное лицо – все это подтверждает: «Я тебя не люблю!» Редкие вспышки гнева вряд ли принесут вред ребенку. Но частые ежедневные контакты такого рода неизбежно вызовут у ребенка чувство неполноценности и неуважения к себе.

 

Вот несколько предложений по преодолению своей склонности к преувеличенным импульсивным реакциям, к преобладанию эмоций в реакциях:

 

  1. Представьте себе, что в комнате находится ваша приятельница или соседка и что вы при ней наставляете ребенка.

 

Поразительна разница между тем, как родители обращаются со своими детьми на людях и за закрытыми дверьми. Они со всей очевидностью демонстрируют высокий уровень контроля над своими эмоциями, когда им не хочется ставить себя в неловкое положение перед другими людьми.

 

  1. Представьте себе своего ребенка взрослым и зрелым человеком.

 

Прежде чем «отчитывать» ребенка, вообразите себе его взрослым человеком. Затем представьте, что вы запечатлели на кинопленку момент, когда ребенок вел себя плохо, и прокручиваете ее перед повзрослевшим молодым человеком: «Посмотри, как ты выбегал утром в школу: по всему дому валяются учебники, завтрак не тронут, домашнее задание забыто под кроватью, пальто едва накинуто». Размышляя над этой сценой, вы вдруг поймете, что выходки такого рода преходящи и проблемы ваши не вечны. Эти мысли остудят ваш гнев и позволят вам значительно сдержаннее реагировать на поминутные проделки ребенка

 

  1. Напоминайте себе об очередной «перемене».

 

В течение дня всегда наступает «перемена», когда можно передохнуть от детского озорства. Это может быть время дневного или ночного сна, например. Глядя на шалости детей, мать может напомнить себе: «Еще два часа – и они пойдут спать». Мысли о предстоящей передышке дают силы справиться с очередной агрессивной «атакой». О старшем ребенке можно подумать: «Через два месяца он отправится в лагерь». С грудными детьми следует утешить себя мыслью: «Еще несколько месяцев – и все это пройдет». Эти мысли предназначены не для того, чтобы сбросить с плеч заботы о детях. Цель их – увидеть происходящее в перспективе: трудности данного возраста не будут продолжаться вечно.

 

  1. Помните, что ребенок ХОЧЕТ, чтобы вы приучали его к дисциплине.

 

Хотя ребенок протестует против ваших требований и не желает подчиняться дисциплине, на самом деле он стремится к ней. Ребенку крайне необходимо чувствовать, что родители следят за ним, присматривают, помогают ему управлять своими эмоциями, уверенно направляют и не боятся его. Даже когда кажется, что он хочет быть хозяином положения и сражается с родителями, чтобы этого добиться, на самом деле он предпочитает потерпеть поражение. Он знает, что слишком юн, чтобы отвечать за все. Он нуждается в защитнике.

 

  1. Напоминайте себе: можно испробовать несколько решений, пока не найдется наиболее действенное.

 

Когда вас беспокоит поведение ребенка, вы не должны считать, что обязаны и способны решить проблему с «первой попытки». Эти чрезмерные требования к себе вызовут только неоправданное беспокойство и напряженность. Составьте план решения проблемы, начав с позитивных, приятных методов воздействия и заканчивая не столь приятными и более строгими средствами. Если родители прибегают к жестким формам дисциплинирования, это значит, что, по сути дела, ребенок сам на них напросился. Ему было предоставлено много возможностей исправиться с гораздо более приятными стимулами. Таким образом, родители полностью снимают с себя ответственность за то, что наказание вызовет у ребенка неудовольствие и досаду. Конечно, нет необходимости прибегать к десяти разным методам в решении какой-нибудь одной проблемы. Двух-трех средств положительного воздействия, до введения негативной тактики, обычно бывает достаточно, чтобы родители не испытывали неудовлетворенности выбранным решением.

 

  1. Напоминайте себе, что власть – не в крике.

 

Часто родители повышают голос, желая продемонстрировать власть, внушить страх и взять контроль в свои руки. В действительности же тот, кто повышает голос, теряет контроль над ситуацией. Детей очень воодушевляет их способность довести взрослого до истерики. Разъяренным родителям вовсе не удается завоевать уважение детей, даже если и удается добиться временного послушания. Ирония заключается в том, что вообще не требуется шума и крика, чтобы добиться истинного контроля над ситуацией. Напротив, спокойное, сдержанное высказывание имеет больше шансов быть услышанным. «Мудрые слова, сказанные тихо, – слышны…».

 

  • Давайте ясные и конкретные указания

 

Ребенку необходимо точно знать, что от него требуют. Сказать ему «веди себя хорошо» – это, по сути дела, ничего не сказать. Гораздо полезнее и эффективнее точно определить задачи ребенка. Тогда и он, и сами родители будут ясно видеть, выполнены требования или нет. Вот, для сравнения, несколько типичных примеров расплывчатости и четкости в родительских указаниях:

 

«Веди себя хорошо»

 

«Не бегай, ходи спокойно. Говори тихо, не кричи»

 

«Наведи порядок»

 

«Положи игрушки на полки, одежду повесь в шкаф»

 

«Ешь аккуратно»

 

«Ешь над тарелкой, чтобы не пролить суп, жуй медленно, с закрытым ртом и не чавкай»

 

«Приходи пораньше»

 

«Возвращайся к пяти часам»

 

«Присмотри, пожалуйста, за малышами»

 

«Почитай малышам книжку, а потом посиди рядом, когда они будут играть»

 

«Оденься потеплее»

 

«Надень шапку, шарф и варежки»

 

Конечно, конкретные указания «длиннее» и сложнее, зато в них гораздо больше информации. Точность и определенность предотвращают недоразумения и помогают детям выполнять поставленные перед ними задачи.

 

  • Создавайте правила

 

Когда ребенок знаком с требованиями родителей, ему легче их выполнять. Чем яснее выражено требование, тем вероятнее, что оно будет выполнено. Как мы видели, нечеткие родительские указания ведут к недоразумениям и непослушанию. Существует особая стандартная форма точных указаний, которые помогают ребенку вести себя соответственно. Правила должны быть краткими: «Едим только в кухне»; «В доме – в тапочках»; «Уборка – до завтрака»; «Едим с закрытым ртом»; «Помогаем по очереди»; «Играем в чистой комнате» и т.д. Правда, когда правило только вводится, можно дать его в развернутой форме – для абсолютной ясности. Если вводить правила постепенно, можно не опасаться, что их окажется слишком много. Это – во-первых. А во-вторых, их действительно не должно быть слишком много. Для каждого организационного момента достаточно двух-трех. Выработанные совместно правила вызывают у детей больше энтузиазма.

 

 

 

  • Сохраняйте твердость

 

Оставаться твердым – это значит: знать, чего хочешь достигнуть определить требования добиться их выполнения

Наша двойственность неизбежно вызывает напряженность в отношениях с детьми. Дети должны знать точно, чего от них ждут. Поэтому, прежде всего родители должны побороть свои сомнения и выбрать четкую позицию.

Четко определите ваши требования – и для себя, и для детей.

Принимая решение, не отступайте от него. Для утверждения авторитета и власти необходимо доводить до конца как добрые обещания, так и грозные посулы.

 

 

  • Создайте последствия

 

Чтобы добиться авторитета и власти, родителям необходимо иметь в активе ряд дисциплинарных мер, которые можно использовать для воспитательных целей. Они могут охватывать широкий выбор средств, от самых мягких – таких, как неодобрительное выражение лица, – до физического наказания. Выбор конкретного наказания зависит от характера ребенка и срочности исправления.

 

Наказания помогают добиться от ребенка правильного поведения, независимо от того, понимает он или не понимает, почему ему следует так себя вести. Главная цель наказания – быть сдерживающим средством. Последствия должны быть достаточно неприятны, чтобы заставить ребенка избегать их в следующий раз, подчинившись воле родителей сразу. Все родители знают, что может не понравиться их детям, например:

 

Лишение привилегий означает, что родители могут лишить ребенка различных удовольствий. Например, отменить поход в гости или за город. Менее распространенные «привилегии» включают в себя многие будничные вещи, такие, как сон в своей комнате или в своей кровати, еда за столом, одевание субботней одежды или, скажем, каких-нибудь любимых носочков, пребывание в одной комнате с другими членами семьи и т.п. Эти «привилегии» могут быть отменены по необходимости, при использовании схемы «двухразовых предупреждений» или просьб.

 

Лишение вещей и игрушек, так у шестилетней девчушки можно отнять книгу или любимое платье. Десятилетнего мальчика можно лишить его велосипеда. Отключить телефон у пятнадцатилетнего. «Конфисковать» машину у восемнадцатилетнего. Однако такое наказание допустимо только на короткий срок – на сутки или менее. Должен огорчать и расстраивать сам факт изъятия вещи, а не ее отсутствие.

 

«Тайм-аут» – удаление – пребывание в углу, в спальне, кладовке и других местах с прекращением той деятельности, которой ребенок в данный момент занимается. Цель такой формы наказания – заставить ребенка успокоиться или предоставить ему возможность подумать о своем поступке. И здесь тоже наказание должно быть непродолжительным – в зависимости от возраста: четырехлетнего ребенка можно отправить в «тайм-аут» на пять минут, десятилетнего – на десять и т.д. Как мы уже говорили, огорчать должен сам факт наказания, а не удаление как таковое. В других случаях ребенка можно выставить на срок, пока он не прекратит истерику или плач. Следует сказать: «Ты сможешь выйти из этой комнаты, когда перестанешь плакать».

 

Дополнительная работа также может потребовать нескольких «учебных» случаев, чтобы приучить ребенка выполнять задание. Процедура такая же: родители просят что-то сделать, в ответ на отказ ребенка ему дается дополнительная работа; если ребенок отказывается выполнять ее, ему грозят гораздо более тяжелыми последствиями. Ребенок привыкает и к «удалению», и к дополнительной работе и подчиняется без протеста. Дополнительная работа, полученная в наказание, может включать в себя все виды работ, начиная с уборки комнат и кончая многократным переписыванием фраз или повторением определенных действий.

 

  • Воспитывайте ребенка, помня о его природе…

 

Принимая во внимание индивидуальность наших детей, следует подыскивать подходящие педагогические средства для каждого ребенка, а не использовать единую тактику для всех. Для этого необходимо тщательно изучить особенности его характера. Любит ли ваш ребенок угождать и делать приятное другим? Если так, для него похвала – важное воспитательное средство. А когда потребуется проявить власть, достаточно упрека или неодобрительного выражения лица? Дополнительного наказания даже может не понадобится.

 

  • Владейте культурой общения и отношений

 

Нередко супруги критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. А ведь авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Вам необходимо осознать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей.

 

 

  • Используйте поощрения и наказания

 

  1. Поощрение должно быть мотиватором активности ребенка. У него необходимо сформировать сильную потребность работать за вознаграждение, для этого предлагайте детям вознаграждение, в котором они нуждаются.

 

  1. Наказание должно быть ощутимым. При этом помните, что если наказание за ошибку слишком серьезно, ребенок будет избегать ситуаций в целом, он перестанет старательно делать что-либо хорошо.

 

  1. Вознаграждение должно быть доступно ребенку достаточно быстро для того, чтобы влиять на поведение.

 

  1. Поощрения и наказания должны быть последовательны. Будьте постоянны в ситуациях их использования, иначе наказание за то, что раньше разрешалось может привести к фрустрации.

 

  1. Поощрение и наказание неэффективны при научении сложному поведению. Можно добиться результата, научив говорить «спасибо», не трогать горячее и т.п., но это неэффективно для выработки привычки сотрудничества, прилежания, хороших отношений с другими детьми, честности. Этому дети научатся из своего собственного опыта под влиянием разнообразных факторов.
свернуть

Профилактика правонарушений среди подростков

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение? 

Правонарушение  - это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.  

 Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликатными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность – уголовную, административную, дисциплинарную,  гражданско-правовую.

        1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

            2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

  1. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых

обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

  1. Гражданско – правовая ответственность регулирует

имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

 

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями. 

    Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям. 

     Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки,  принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

-   предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

 - противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями. 

Признаками проблемных детей могут являться: 

  1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов. 

  1. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

 

  1. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления. 

  1. Негативизм в оценке действительности.
  2. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки. 

  1. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное. 

   Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны

родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

  1. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так

как  родители  боясь, чтобы их детине наделали ошибок,  не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

  1. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где

детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивови желаний чисто потребительского характера.

  1. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.

1.​ Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

2.​ Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3.​ Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.

4.​ Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

5.​ Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

6.​ Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.

7.​ Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

8.​ Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

9.​ Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

10.​ Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

11.​ Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.

12.​ Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

13.​ Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.

14.​ Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

15.​ В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

16.​ Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

17.​ Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.

18.​ Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!

19.​ Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

20.​ Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

Помните – бумерангу свойственно возвращаться!

  

ПАМЯТКА

 РОДИТЕЛЯМ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ

Уважаемые родители!

Именно Вы   в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук.

Ребенок – это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными или отрицательными.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные подростки.

В ряде исследований отмечается, что для подростков – правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п.  Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности.

Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.

Подростковый возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным.  Подростки этого возраста, как правило, школьники они находятся на иждивении родителей или государства, их ведущей деятельностью является   учеба. В такой период появляется чувство взрослости, самостоятельности, а отсюда уже и конфликты с другими, окружающими его людьми.

Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (средние проф. учебные заведения) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного ребенка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью.

Эффективная профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя.  Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого ими мира в алкоголь, наркотики, суицидальное поведение.

И помните: ребенок в первую очередь учится тому, что видит у себя дома, родители ему пример.

 

свернуть