РУС БЕЛ ENG

1А класс

Анкета для родителей первоклассников

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

-неохотно( ДА)

-без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью( А)

-затрудняюсь ответить

  1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да( А)

-затрудняюсь ответить

  1. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

-скорее нет, чем да ( ДА)

-не вполне (ВДА)

-в основном да ( А)

-затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

-иногда (ВДА)

-довольно часто( А)

-затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

-в основном отрицательные впечатления( ДА)

-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

-в основном положительные впечатления( А)

  1. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

-довольно часто( ДА)

-иногда (ВДА)

-не нуждается в помощи( А)

- затрудняюсь ответить

  1. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

-перед трудностями сразу пасует( ДА)

-обращается за помощью (ВДА)

-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

-настойчив в преодолении трудностей( А)

-затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

-сам этого сделать не может ( ДА)

-иногда может (ВДА)

-может, если его побудить к этому( А)

-как правило, может( А)

-затрудняюсь ответить

  1. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

-довольно часто( ДА)

-бывает, но редко(ВДА)

-такого практически не бывает( А)

-затрудняюсь ответить

  1. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

-нет( ДА)

-скорее нет, чем да(ВДА)

-скорее да, чем нет( А)

-затрудняюсь ответить

А- адаптация

ВДА- возможна дезадаптация

ДА- дезадаптация

 

свернуть

Адаптация к школе

  Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное –понимание родителей, что это необходимо. Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности адаптации

Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка. В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как: личность педагога, коллектив одноклассников, новый режим дня ограничение двигательной активности, новые обязанности. В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.

Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома. Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Психологическая адаптация. Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу, с радостью делится с родителями о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него. Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда. Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять. Рекомендации по психологической адаптации первоклассника: Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка. Формируйте высокую самооценку ребёнка. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая адаптация

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания. Следите за правильной осанкой ученика. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки. Следите за правильным питанием первоклассника. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

 

Социальная адаптация

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях. Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день! Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам. Не ставьте ребёнку условий. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть. Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

свернуть

Режим дня школьника

  Как организовать свой день так, чтобы все успеть? В этом поможет самый обычный режим или распорядок дня, т.е. чередование труда и отдыха в определенном порядке.

Человеческий организм – это система, насквозь пронизанная ритмами. Все в организме ритмично: пульсация сердца, работа внутренних органов, клеток, тканей, электрическая активность мозга, частота дыхания. Регулярность, слаженность и последовательность действий положительно влияет на самочувствие и настроение.

Каждый день школьника должен начинаться с подъема и утренней гимнастики с последующими водными процедурами. Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.

А перед выходом из дома нужно обязательно позавтракать. Организм нуждается в своевременном поступлении пищи. Существует суточный режим активности ферментов и выделения пищеварительных соков. Дети, которые приучены есть в одно и тоже время, намного реже страдают отсутствием аппетита, пища у них усваивается лучше, она оказывается намного полезнее и даже вкуснее.

Вернувшись из школы, нужно пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых должен составлять около 1-1,5 ч. без игр на компьютере и просмотра телевизора. Очень хорошо после обеда хотя бы 30 мин. спокойно полежать, послушать музыку. Лучшим видом отдыха после напряженной умственной работы является смена видов деятельности и максимальное пребывание на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом- плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей.

Приготовление уроков лучше отложить до 15-18 ч. дня, соответствующих физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Следует помнить, что продолжительность выполнения домашнего задания зависит от возраста, так для учащихся начальных классов это время должно составлять не более 1,5 ч.. Причем после каждых 40-45 мин. занятий нужно делать перерывы не менее 10 мин. Рабочее место дома должно быть оборудовано столом и стулом, установленными с учетом левостороннего естественного освещения, высота стола зависит от роста ребенка.

На работоспособность, а значит и на состояние здоровья оказывает влияние не только световой режим в помещении, но и состояние воздушной среды. Поэтому очень важно перед началом занятий хорошо проветрить помещений и в дальнейшем открывать форточку на 10-15 мин. через каждые 40-45 мин. работы.

Нельзя обойти вопрос, связанный с пребыванием школьников за компьютером. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может и добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству. Каждым благом нужно уметь пользоваться. Нужно помнить, что работа за компьютером, даже самая интересная и увлекательная, вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению. Поэтому продолжительность пребывания детей за компьютером строго регламентировано и нужно помнить, что непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-м классе – 10 мин, 2-5-м классах – 15 мин, 6-7-м классах – 20 мин, 8-9-м классах – 25 мин, 10-11-м классах – 30 мин на первом часу занятий и 20 мин на втором. Важно также не забывать о требованиях к оборудованию рабочего места:

-     стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной ширины, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло 60-70 см (не ближе 50 см), на экран нужно смотреть сверху вниз под углом 10° от горизонтальной линии;

-     конструкция рабочей мебели (столы, кресла, стулья) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту и обеспечивать поддержание удобной позы (рабочее кресло должно иметь подлокотники, быть подъемно-поворотным);

-     монитор устанавливаем на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене, так как около нее регистрируется максимальный уровень напряженности электрического поля;

-     рабочее место должно быть хорошо освещено, но экран монитора нужно ориентировать так, чтобы он не давал бликов, а именно под углом к окну, близким к прямому.

В результате длительного бодрствования в течение всего дня происходит утомление клеток коры головного мозга и, чтобы они могли снова хорошо работать, им необходим отдых – сон. К тому же на сон приходится основная работа иммунной системы. Продолжительность сна для школьников 6-10 лет должна быть не менее 10 часов, 11-14 лет – не менее 9 часов, 15-18 лет – 8,5 часов. Перед сном следует обязательно умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

свернуть