3А класс

Здоровая семья – здоровый ребенок

 «Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя».

В.А. Сухомлинский

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Но, несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости учащихся удовлетворять нас не могут. Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам позволяют определить наиболее распространенные среди детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционные заболевания, кариес зубов, травмы, аллергические заболевания, нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состояния здоровья.

На основании вышесказанного можно сформулировать цель моей работы - организация и проведение работы по формированию навыков здорового образа жизни у подростков.

Для чего нужен здоровый образ жизни?

  • Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.
  • Для сохранения и укрепления здоровья.
  • Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.
  • Для продления рода и достижения активного долголетия.

Индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

Поэтому я стремлюсь строить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты:

  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • отсутствие травматизма,
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ)

Как же здравствовать, то есть быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Именно на эти вопросы мы с ребятами ищем ответы, изучая курс «Здоровый образ жизни».

Главная цель программы — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированиию здорового образа жизни.

  1. Знакомство детей с основными понятиями - здоровье, здоровый образ жизни.
  2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
  3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни
  • Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

  1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
  2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
  3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
  4. Профилактика травматизма
  • Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.
  • Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  • Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.
  • Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

  1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
  2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
  3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
  • Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивномассовой работы в школе, организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья.
  • Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивномассовой работе с детьми тренеров ДЮСШ.

Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает и занятия курса «Здоровый образ жизни», занятия «Мир вокруг нас», физкультуры, а также внеклассную работу.

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.

Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.

В течение года я провожу физкультминутки, спортивные часы, подвижные игры на свежем воздухе. Беседуем на темы: «Движение - это жизнь», «Отдыхать надо уметь» и т.д.

Чтобы не болеть, необходимо укреплять свой организм. Существует множество способов укрепления организма и один из них - закаливание. Закалка делает организм более устойчивым к гриппу и простуде, увеличивает выносливость и укрепляет нервную систему. Однако делать закаливание необходимо правильно.

Я придерживаюсь следующих основных принципов:

  1. Строгая регулярность занятий;
  2. Постепенное увеличение физических нагрузок на организм;

Соблюдение этих принципов очень важно, чтобы от закаливания была польза. Чтобы закалить свой организм рекомендуется делать следующие процедуры: ходьба босиком, обтирания и контрастный душ.

Ходьба босиком

Начинать закаливание лучше всего летом. Солнце, свежий воздух, купание и богатый витаминами рацион питания создают хорошие условия для повышения общего тонуса организма. Именно в это время мы совершаем прогулки босиком по росистой траве, влажной гальке, прибрежному песку. Ходьба босиком - наиболее щадящий способ закаливания и он будет полезен для тех, кто только начинает укреплять свой организм. Кроме того, это будет полезно страдающим плоскостопием.

Обтирания

Следующая стадия закаливания - обтирания. Для этого дети обтирают шею, грудь и спину губкой или полотенцем, смоченным холодной водой. После чего, тело растирают махровым полотенцем. Температуру воды следует понижать постепенно, начиная с +25°С, снижая её на 1°С каждый день или через день, и через 2-3 недели можно обтираться водопроводной водой из холодного крана (примерно +12°С). Продолжительность процедуры - 4-5 минут.

Контрастный душ

Контрастный душ - следующая по интенсивности закаливающая процедура и её рекомендую применять хотя бы немного подготовленному организму. Помимо повышения сопротивляемости болезням, контрастный душ отлично тренирует сосуды, способствует усилению циркуляции крови и лимфы, улучшает кожное дыхание, да и просто бодрит. Начинать закаливание рекомендуется с прохладного душа (25-30°С), постепенно понижая температуру воды до 18-20°.

Воспитание гигиенических навыков.

Навыки чистоты и опрятности должны воспитываться родителями в ребенке с первых лет жизни.

В школьном возрасте они развиваются и закрепляются. Гигиена тела слагается из ухода за кожей, волосами, зубами. Сюда же следует отнести и утреннюю гигиеническую гимнастику.

День школьника должен начинаться с утренней зарядки. Ежедневная утренняя гимнастика исключительно благотворно действует на организм ребенка. Утренняя зарядка обеспечивает рабочую «настройку» центральной нервной системы ребенка и позволяет ему быстро почувствовать себя бодрым, энергичным, способным сразу приступить к приготовлению уроков.

В нашей школе перед началом занятий в спортзале (7—10 минут) проводится общешкольная зарядка для всех воспитанников.

После гимнастики школьники делают влажное обтирание или обливание, умываются прохладной водой, чистят зубы. Затем приводят в порядок волосы, убирают постель, одеваются и приступают к завтраку.

Тщательный и правильный уход за кожей предотвращает кожные заболевания и сохраняет здоровую красивую кожу. У школьника вырабатываю привычку мыть руки после посещения уборной, перед каждым приемом пищи.

Перед сном дети умываются, чистят зубы .Для поддержания чистоты кожи и для закаливания организма дети приучены ежедневно мыть ноги на ночь прохладной водой.

Обязательным является еженедельное мытье всего тела теплой водой с мылом и мочалкой.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Неразрывна связь здоровья учащихся с богатством и разнообразием природы. Эту идею реализую при изучении курса «Экология для младших школьников». Основные цели данного курса —- сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем; воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вырванные природными явлениями и экологическими ситуациями. В своей работе я наибольшее предпочтение отдаю активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм.

Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми: дома, в школе, на работе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье. Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», основной своей задачей считаю оказание существенного влияния на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся.

Главная задача - расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях. Я проводила беседы и коррекционные занятия на темы «Эмоции и поведение», «Мы живем среди людей», «Что такое зло?»

(Слайд 9)

Рациональное питание - один из основных факторов, ответственных за здоровье человека. Для детей школьного возраста это имеет особое значение в связи с особенностями роста и развития в этот период, а также в связи с интенсивной учебной нагрузкой.

К сожалению, в нашей стране выросло целое поколение, отдающее предпочтение газированным напиткам, чипсам, кириешкам, а не натуральной, здоровой пище. Обилие красивой рекламы, добавки усилителей вкуса, цвета, аромата в эти продукты делают их чрезвычайно привлекательными для детей и подростков. Но ведь это приводит к развитию различных патологий, аллергических заболеваний.

Я стараюсь формировать у детей правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом, провожу беседы и классные часы на тему: «Секреты здорового питания», «Как правильно питаться» и т.д.

(Слайд)

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он

-- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

-- в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные

способности, любознательность, имеет воображение, склонность к саморазвитию личности;

-- в нравственном плане - честен, самокритичен;

-- в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

-- в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

 

свернуть

«Психологические и физиологические особенности третьеклассников» (Родительское собрание)

Цель:

- повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей третьеклассников;

-познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников;

-обозначить проблемы характера для данного возраста;

-дать рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей с учётом их психофизиологических особенностей.

 

«Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение!

Воспитание – это терпение.

Понимать, принимать, терпеть…

Где не хватает терпения надо бы постараться понять,

Где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка,

Всегда люблю.»

                                                                            Симон Соловейчик

 

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Сегодня мне хотелось бы поговорить о возрастных особенностях третьеклассников.       

Актуализация знаний.

Какие они, эти загадочные третьеклассники?

Эксперимент.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Третьеклассники делают тоже всё по-разному. Чтобы помочь ребёнку надо владеть знаниями о возрастных особенностях его развития.

Возрастные особенности  детей 9-10 лет Физические

  1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. 2. Может пренебрегать своим внешним видом.

Предлагаем: 1. Использовать прогулки, поездки, экскурсии. 2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

Интеллектуальные

  1. Нравится исследовать все, что незнакомо. 2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. 3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. 4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество. 5. «Золотой возраст памяти»

Предлагаем: 1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?» 2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать 3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д. 4. Предложить делать коллекции. 5. Научить ребенка знать и любить  книги.

Эмоциональные

  1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает. 2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. 3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории. 4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Предлагаем: 1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым. 2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей. 3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей. 4. Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.

Социальные

Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Предлагаем: Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя», не изолировать себя от сверстников. Помогать сопереживать другим людям.

Духовные

  1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам. 2. Нравятся захватывающие рассказы.

Предлагаем: Избрание положительных героев из литературы. Познакомить с героями настоящего времени.

 

Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.

Почему у одних из ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями. Об этом наш сегодняшний разговор.

 

          Особенности возраста 3-классников

Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы». 

Ребята учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию.

         В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

          Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

           Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше

свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Не для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот период ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди. 

Что необходимо вашему ребенку сейчас?

 

1.Вера в свои силы, успехи.

 2.Уход за своей одеждой, комнатой, книгами.

 3.Приучать к пунктуальности.

 4.Учить уважать права и чувства других людей.

 5.Учить терпению, самоконтролю.

 

 

Сейчас я предлагаю Вам проанализировать следующие ситуации.

  1. Вы обратились к ребенку с просьбой что-либо сделать. И получили отказ. Ваша реакция?

(Аргументировать свою просьбу и спросить причину отказа).

 

  1. Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

 (Грубость детей может быть следствием грубости и бестактности самих родителей – по отношению к друг другу, к детям, окружающим. Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо).

 

  1. Ребенок постоянно опаздывает в школу, долго собирается.

(Обыграть ситуацию. отмечать плюсом или минусом вовремя совершенное действие.  За каждый минус – раньше укладывать спать).

 

  1. Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно «задиравшегося» ко всем. Какова ваша реакция?

(Разобрать ситуацию, выяснить, что думает ребенок по поводу драки, почему она произошла, как он относится к задире, есть ли у задиры    хорошие качества, как ему помочь наладить отношения между

ребятами.)

      

  1. Мой сын постоянно разбрасывает все: тетради, книги, игрушки.  Убирать не хочет.  Не слушается.  Как быть в такой ситуации?

(Если ребенок чем-то уже занят, указать время, через которое он это должен сделать обязательно. До тех пор, пока не выполнит требование родителя, не позволять заниматься другими делами.)  

   

Я провела анкету для детей по следующим вопросам

1.«Рассказываю ли я своим родителям о своих поступках в школе (хороших и плохих).

2.Если не рассказываете, то почему?

3.Почему я грублю родителям.

4.Обижаетесь, злитесь ли вы на родителей, за что.

Послушайте некоторые ответы детей на эту анкету……………….

Тест «Какие мы родители?»

Прошу Вас ответить на вопросы словами: Да,  иногда,  нет

 

  1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
  2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3.Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

  1. Ваш ребёнок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение

результатом вашего воспитания?

  1. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

6.Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?

7.Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка?

8.Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём- либо своего ребёнка?

9 Неприятно ли вам «отделываться» от ребёнка фразой типа: « У меня нет времени» или « Подожди, пока я закончу работу»?

  1. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

Ключ к тесту

За ответ «да» поставьте себе 2 очка,

за ответ «иногда» - 1 и за ответ «нет» - 0.

 Менее 6 очков.

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.

 И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

             От 7 до 14 очков.

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.

А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.

И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

              Более 15 очков.

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удаётся ли ещё кое-что немного улучшить?

Советы родителям

1.Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

2.Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

3.Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

4.Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает – он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.

5.Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.

6.В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.

7.Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.

8.Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные

дела.

 

 Как сохранить здоровье?

           

            Все мы, конечно, понимаем, что крепкое здоровье ребёнка – основа успешного обучения в школе. Но всегда ли задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред здоровью малыша? Ведь зачастую мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может помочь сохранить и укрепить его здоровье.

            В настоящее время, к сожалению, уже ни для кого не является секретом, что всё больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.

Родители, нередко, сетуют, мол, до школы со здоровьем не возникало никаких проблем, у ребёнка не находили никаких отклонений, он не состоял на особом учёте, спокойно рос, да и в медицинской карте, где имеются заключения всех специалистов, стоит: «Здоров». И вдруг внезапно ухудшается здоровье. Ребёнок становится нервным, плаксивым, раздражительным, часто болеет.

Почему же так происходит и кто в этом виноват?

            Школа – очень серьёзный, переломный этап для ребёнка. Это новые нагрузки, напряжённый умственный труд, ограничение движений. Ребёнок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой.

            Резко сокращается время отдыха, возрастают эмоциональные нагрузки. Понятно, что больной, ослабленный ребёнок столкнётся с большими трудностями. И будет поздно, если родители обратят внимание на состояние здоровья сына или дочери лишь тогда, когда оно резко ухудшится.

            Цена пятёрок Вашего ребёнка будет очень сомнительна, если у отличника расстроится сон, если он станет раздражительным, плаксивым. «Ясно!   – скажете вы. Необходимо беречь здоровье ребёнка». Но помните: беречь – совсем не значит «дрожать» над ним, потакать всем его капризам, выполнять любые желания.

            Беречь – значит твёрдо знать, как организовать режим дня, труда и отдыха, как научить его усидчиво работать, как правильно закаливать и многое другое.

            Первое, что надо сделать – объективно оценить здоровье. Как выглядит здоровый ребёнок?  Активный, весёлый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут 20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Здоровых детей приходит в школу 20 – 25 %. А остальные? Для остальных школьные нагрузки могут стать сложными, трудными, а порой непосильными. Очень редко родители видят связь между состоянием здоровья ребёнка и семейным климатом, взаимоотношениями родителей и детей. А ведь атмосфера в доме очень важна.

        

Неотъемлемым условием успешного обучения является выполнение режима дня.

            Итак! Ваш ребёнок проснулся утром. Не заставляйте его сразу вставать, не дёргайте, не торопите. Вы опаздываете на работу? Что же, учтите это и рассчитайте своё время так, чтобы ласково, поговорить с ребенком, пожелать ему доброго утра. А затем – обязательная утренняя зарядка. Лучше, если вы тоже наденете спортивный костюм и встанете рядом. Личный пример – самое лучшее воспитание.

После утренней гимнастики – непременно водные процедуры. Не забывайте и про закаливание, поскольку оно относится к наиболее эффективным мерам предупреждения простудных заболеваний.

            В настоящее время в школу приходят более 30% детей, имеющих нарушения осанки. У одного ребёнка прямая спина, развёрнутые плечи, хорошая походка, а у другого – круглая спина, одно плечо выше другого, лопатки выступают, живот выпячен. К сожалению, родители замечают нарушения только тогда, когда на них укажет врач. Это очень серьёзно, и нужно торопиться. Ведь ребенок растёт, и исправить осанку с каждым днём будет всё труднее.

            Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеванием органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях.

        К ещё более серьёзным заболеваниям относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника, со скручиванием позвонков. А что могут сделать сами родители для того, чтобы сохранить у ребёнка хорошую осанку? Позвоночный столб ребёнка легко деформируется под влиянием самых различных причин. 

 

Вспомните, на каком матраце спит ваш ребёнок. Наверняка Вы стараетесь сделать его постель помягче, поудобнее. Вы неправы!  Матрац, наоборот, должен быть жёстким.  В этом случае он исправляет неправильное положение тела,

выпрямляет спину. Самая подходящая подушка - плоская.

            Важно и то за каким столом занимается ребёнок.  Не приходится ли ему высоко тянуться до него, или он вынужден сидеть в неудобной сгорбленной позе. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Не позволяйте ему сидеть на поджатой ноге. И уж совсем плохо, когда дети сидят низко наклонившись к столу, как говорят, «уткнувшись носом» в тетрадь.

            Следующим очень важным режимным моментом является питание. К сожалению, мы часто наблюдаем, что дети приходят утром в школу голодные. Причины – «не хотелось», «маме было некогда», «проспали». До учёбы ли тут, когда кружится голова от голода? Поэтому, ребёнка обязательно нужно приучить утром завтракать. А вечно торопящиеся взрослые должны оставит 

время на то, чтобы Ваши дети могли спокойно поесть.

            Детей нужно приучить к приёму пищи в строго определённое время: например, в 7ч.15 минут - завтрак, в 13 часов – обед, в 16 часов – полдник, в 19 часов – ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

            Диетологи говорят, что для правильного питания нужно придерживаться двух условий: умеренности и разнообразия. Что значит «умеренность»? Древние люди считали: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». То есть переедать очень вредно, желудок не успевает всё переваривать.

            Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не содержит всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Некоторые продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают делать организм более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А – третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ для его роста и развития.                                

            Многие родители первый признак здоровья видят в упитанности.  Между тем, человеку, особенно школьнику, нужна не лишняя полнота, а сильные, растяжимые, крепкие мышцы. Чем больше ребёнок двигается, тем активнее работают его мышцы, тем больше кислорода и питательных веществ приносит к ним кровь. А это, в свою очередь, способствует росту, увеличению их длины, толщины. Кроме того, чем больше и лучше работают мышцы всего тела, там сильнее и чаще приходится сокращаться сердечным мышцам, они выбрасывают больше крови, что укрепляет и лёгкие, увеличивает их ёмкость, делает само сердце более сильным, выносливым.

            Следовательно, физические упражнения укрепляют организм ребёнка в целом. Нужно только, чтобы они соответствовали возрасту, степени подготовки, состоянию здоровья, чередовались с отдыхом. Учителя, врачи заботятся об этом в школе, а родители – дома.

            Физический труд, подвижные игры, уроки физкультуры, спорт – вот те виды деятельности, которые дают возможность школьникам потребность своего растущего организма в физических движениях.

            Особая роль в физическом развитии детей принадлежит подвижным играм. Взрослых иногда поражает, иногда раздражает эта неуёмная жажда. И гораздо реже они делают правильный вывод: подвижные игры могут оказать самое положительное воздействие на физическое развитие, если их взять под свой контроль. Очень часто ребята продолжают играть, несмотря на усталость.

- Ничего, говорят в таких случаях взрослые, - крепче будут спать.

Нет, крепкий, здоровый сон у ребёнка может быть только после физического напряжения, которое чередовалось с отдыхом. Чрезмерное возбуждение нервных клеток, особенно, если оно повторяется часто, ведёт к нервозности. Нервный ребёнок спит беспокойно: не сразу засыпает, во сне вскрикивает, говорит, часто просыпается. Такой сон не восстанавливает за ночь силы ребёнка.

 

Поэтому надо приучать детей чередовать подвижные шумные игры с тихими.

            У школьников - подростков интерес с подвижных игр обычно переключается на спорт. Их увлекает плавание, футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, коньки.

            Для того, чтобы систематические занятия физкультурой способствовали физическому совершенствованию организма, родителям необходимо помочь подростку избрать для постоянной тренировки вид спорта с учётом здоровья, возраста, слабых и сильных сторон физического развития сына или дочери. Тут, конечно, не обойтись без совета врача и учителя физкультуры. 

            Физическое воспитание содействует разностороннему укреплению всех органов человека, что внешне выражается в правильной осанке, пропорциональности телосложения, красоте и гармонии человеческого тела.

            Важно и другое: систематические занятия спортом развивают мышцы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность сердца, укрепляют мускулатуру, способствуют ритмичному, углубленному дыханию. Кислород, поступая в больших количествах к различным органам, улучшает их работу, связанную с обменом веществ в организме.

            Для нормального физического роста школьника, для правильного развития его нервной системы необходимо равномерное чередование работы и отдыха, то есть правильный режим дня, соответствующий возрасту ребёнка.

            Приучать к режиму надо не один и не два дня, а до тех пор, пока правильный ритм жизни не станет у ребёнка внутренней потребностью.

 

Я хочу закончить собрание словами В.А.Сухомлинского:

«Воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно,нельзя, надо!»

 

До новых встреч!

 

 

 

свернуть

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

Эта притча созвучна с данной темой. Ведь в наших руках возможность создать такую атмосферу дома и в школе, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща, придерживаться единых требований и быть единым целым. 

У многих ассоциация к слову «Школа» - отметка или даже конкретно: десятка, двойка. Да, но к сожалению, не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни не знание, а умение его применить.

Так что же такое оценка и отметка?

Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».

Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.

Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни "10”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями.  Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь ”5” и, самое главное, не учите ребенка лгать! Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

 

Элементарные правила для родителей:

  1. Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.
  2. Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что всё его попытки что-то сделать всегда были неудачными.
  3. Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.
  4. «Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
  5. Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.
  6. Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.
  7. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  8. Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

 

 
свернуть
поделиться в: